Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

Гуманитарно-педагогический колледж ГГТУ

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по производственной практике для студентов очного отделения

по ПМ 05 Методическое обеспечение образовательного процесса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальность 440204

«Специальное дошкольное образование»

преподаватель:

Ковалева Вера Юрьевна.

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по производственной практике для студентов очного отделения

по ПМ 05 Методическое обеспечение образовательного процесса

(с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий)

2020

 

 

ЗАДАНИЕ 1   Анализ примерных и вариативных программы дошкольного образования. Анализ структуры учебно-тематических планов, конспектов занятий, форм организации воспитательно-образовательного процесса для групп дошкольного образовательного учреждения.

Создание методических разработок в виде планов, конспектов. Презентация педагогических разработок, созданных педагогами.

 

               Анализ примерных и вариативных программ дошкольного образования: «От рождения до школы», «Истоки», «Детство», «Успех» (по выбору).

 

Таблица:

 

Название при­мер­ной обще­образо­ватель­ной про­граммы

Целевые установки или Кон­цептуальные основы про­граммы

Структура программы

Приложения, методиче­ские материалы к про­грамме

Краткие выводы

 

Анализ структуры учебно-тематических планов, конспектов занятий, форм организации воспитательно-образовательного процесса для групп дошкольного образовательного учреждения.

          Провести анализ показателей, влияющих на результативность педпроцесса, условии его организации, которые позволяют наметить пути его совершенствования (консультации, обучающие семинары, тематические проверки, работа с родителями, конспекты проведенных мероприятий с дошкольниками и т.д.).

Примерная таблица.

Цель анализа:____________________________________________________________________
ДОО ___________________________________________________________________________
Дата проведения анализа__________________________________________________________

Ф.И.О. педагога __________________________________________________________________

Вопросы анализа

Методы анализа

Содержание анализа

 

 

 

 

 

Уровень знаний детей по освоению основной общеобразовательной программы ДОУ.

 

 

 

 

 

 

Создание условий.

 

  

 

 

 

 

Самооценка профессионализма педагога (например: что удалось достичь, какими приемами и методами и т.д.).

 

 

 

 

 

 

Работа по проектно-исследовательской деятельности.

 

  

 

 

 

 

Выводы:

Создание методических разработок по теме: «Система методической работы по приоритетному направлению работы дошкольного учреждения».

1.      В чём основная актуальность выбранного направления работы ДОО?

2.      Цели, задачи, методы работы по выбранному направлению работы.

3.      Уровень научности, доступности и занимательности информации.

4.      Какова педагогическая ценность представленного материала?

 

ЗАДАНИЕ 2 Анализ соответствия предметно-развивающей среды дошкольного учреждения требованиям к ее созданию.

Разработка модели (эскиза) предметно-развивающей среды дошкольного учреждения, соответствующего современным требованиям.

 

Анализ соответствия предметно-развивающей среды дошкольного учреждения требованиям к ее созданию.

 

ПРИМЕР АНАЛИЗА ПРДМЕТНО- РАВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ

           

 Групповая комната в детском саду представлена тремя основными зонами:

1. рабочая зона,

2. активная зона,

3. спокойная зона

Границы между зонами подвижные, легко перемещаются (это переносные ширмы, объемные модули). При построении развивающей среды в группе я учитывала принципы построения развивающей среды:

ü  принцип открытости и доступности;

ü  гибкого зонирования;

ü  стабильности–динамичности развивающей среды;

ü  полифункциональности и т.д.

 

ПРИМЕР:

СОДЕРЖАНИЕ ДЕТСКИХ ИГРОВЫХ УГОЛКОВ:

Уголок «Здоровячок»

Задачи: Продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки. Поддерживать интерес к разным видам спорта. Развивать двигательную активность детей.

- картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта; - картотеки игр: подвижных, малой подвижности, на развитие дыхания; - картотеки гимнастики- спортивный инвентарь.

- спортивный комплекс(переносной).

Уголок конструирования «Строим сами»

Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу, по собственному замыслу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).

-модели, схемы, чертежи, картинки различных построек, иллюстрации городов, мостов, улиц и т.п, картонные дома.

- наборы конструкторов: крупногабаритный(переносной), напольный, конструктор типа «лего», мелкий, средний;

- мозаики крупные, средние, мелкие;

- пазлы;

- строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины;

- нетрадиционный материал: картонные коробки, оклеенные цветной пленкой(переносной), бумагой;

- игрушки для обыгрывания построек и т.д.

 

Разработка модели предметно-развивающей среды детской дошкольной организации, соответствующего современным требованиям.

          Собрать фотоматериал, с описанием зон предметно-развивающей среды.

 

ЗАДАНИЕ 3    Анализ критериев и показателей оценки эффективности применяемых образовательных технологий в системе дошкольного образования с учетом вида образовательного учреждения и возрастных особенностей воспитанников.

Разработка проекта для работы с детьми дошкольного возраста, возрастной группы, где проходит производственная практика.  

Анализ   показателей оценки эффективности применяемых образовательных технологий в системе дошкольного образования с учетом вида образовательной организации, особенностей воспитанников.

Таблица (пример)

Показатель

Проявление, описание использования показателя в повседневной работе

1.Владение современными образовательными технологиями и методиками

1.1. Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.

 

1.2. Использование ИКТ (информационно - коммуникационные технологии) в образовательном процессе.

 

1.3. Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей, рекомендованных на федеральном или региональном уровне.

 

1.4. Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.

 

2.Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания

2.1. Повышение качества профессиональной деятельности.

 

2.2. Участия в конкурсных мероприятиях, программах, грантах, инновационных проектах, имеющих профессиональное значение (перечислить).

 

2.3. Участие в исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.

 

2.4. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

 

        Разработать рекомендации по внедрению образовательных технологий для эффективности воспитательно-образовательной деятельности:

1.

2.

 

Разработка проекта для работы с детьми дошкольного возраста, возрастной группы, где проходит производственная практика. 

Оформление проекта должно соответствовать требованиям, выполненный материал дублируется и вкладывается в портфолио по практике по ПМ 05

ТРЕБОВАНИЯ

К СТРУКТУРЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА

 

Титульный лист

Виды проектов:

Виды проектов в ДОО:

Творческие: после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Исследовательские: дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

Игровые: это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Информационные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

СТРУКТУРА ПРОЕКТА

Введение (пояснительная записка)

1.      Постановка проблемы (объясняет, почему возникла необходимость в выполнении проекта, для чего нужен этот проект детям, воспитателям, дошкольному учреждению).

2.       Цель проекта (должна быть понятна, конкретна, реалистична).

3.      Задачи (конкретные шаги для достижения цели (что, как и где может измениться, как будет измеряться, на какую аудиторию направлен проект и т.д.).

4.      Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта.

5.      Ожидаемые результаты (что необходимо получить для выполнения поставленных задач, количественный и качественный результат).

IПлан-график мероприятий (деятельность в рамках проекта)

 Описывается организация работы по проекту. Из раздела должно быть понятно, кто и как будет осуществлять действия, в какой последовательности. Должно быть прописано, как планируется достижение результата и почему выбран именно этот путь

 Этот раздел состоит из 3-х ЭТАПОВ:

I этап – предварительный: мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала и т.д.

II этап – основной: (примерная форма оформления).

 

дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей

   

III этап – заключительный: подведение итогов работы по проекту.

На этом этапе планируются итоговые мероприятия: НОД, развлечения, викторины, конкурсы.

IIОценка результатов и отчетность

Из данного раздела должно быть ясно, достигнет ли проект цели и как будет контролироваться результат.  

III. Приложения

В приложении может быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта (конспекты совместной деятельности с детьми, планы развлечений, бесед с детьми, сценарии проведения мероприятий, анкеты для родителей,).

 

ЗАДАНИЕ 4 Создание варианта педагогической копилки по разделу «Методическое обеспечение образовательной деятельности» и подготовить ее презентацию;

анализ учебно-методических материалов, разработанных воспитателями   дошкольного учреждения на предмет соответствия нормативным требованиям (рабочие программы, учебно-тематические планы, отчеты и др.).

Создание варианта педагогической копилки по разделу «Методическое обеспечение образовательной деятельности» и подготовить ее презентацию (конспекты мероприятий, консультаций, родительских собраний, фотоматериалы и т.д.).

 

Анализ учебно-методических материалов, разработанных воспитателями   учебно-методических материалов, разработанных воспитателями   дошкольной организации на предмет соответствия нормативным требованиям (рабочие программы, учебно-тематические планы, отчеты и др.). 

Таблица (пример).

Анализ учебно-методических материалов, разработанных воспитателем

 

№ п\п

Учебно-методический материал, разработанный воспитателем (конспекты занятий, развлечений, рабочие программы, проекты по различным образовательным областям и т.д.)

Примечания

(соответствие нормативным требованиям)

 

 

ЗАДАНИЕ 5    Подготовка рекомендаций к обновлению предметно-развивающей среды группы (вид представления информации на выбор: презентация, буклет, газета, статья, выставка методических разработок, видеоотчет, фотогалерея и др.).

 

Подготовка рекомендаций к обновлению предметно-развивающей среды группы.

 

Отразить в рекомендациях:

ü  Необходимость приобретения разнообразного теоретического и практического материала, направленного на повышение уровня организации и проведения воспитательно-образовательного процесса в ДОО.

 

ЗАДАНИЕ 6    Создание варианта педагогической копилки по модулю: «Исследовательская и проектная деятельность воспитателя   дошкольной образовательной организации» и подготовка презентации ее содержания.

Создание варианта педагогической копилки по модулю ПМ 05: «Исследовательская и проектная деятельность воспитателя   дошкольного образовательного учреждения» и подготовка презентации ее содержания.

(конспекты мероприятий, занятий для дошкольников, консультаций, родительских собраний, фотоматериалы и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

 по ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса

Характеристика профессиональной деятельности студента вовремя   производственной практики

1. …………..   студентки очной формы обучения ______ группы, специальность 44.02.04 «Специальное дошкольное образование»

2. Место проведения практики:

3. Время проведения практики: ……учебного года.

4. Виды и объем работ, выполненные студентом во время практики:

Компетенции

Виды и содержание практических заданий

 Кол-во часов

Оценка качества

ПК 5.3.ПК 5.4

ОК 2. ОК 4.

ОК 9.

 

 Анализ примерных и вариативных программы дошкольного образования. Анализ структуры учебно-тематических планов, конспектов занятий, форм организации воспитательно-образовательного процесса для групп дошкольного образовательного учреждения.

Создание методических разработок в виде планов, конспектов. Презентация педагогических разработок, созданных педагогами.

 

6 часов

 

ПК 5.1.ПК 5. 2. 

ПК 5.3.ПК 5.4.

ОК 1.ОК 2.

ОК 4. 

Анализ соответствия предметно-развивающей среды дошкольного учреждения требованиям к ее созданию.

Разработка модели (эскиза) предметно-развивающей среды дошкольного учреждения, соответствующего современным требованиям.

6 часов

 

ПК 5.3.ПК5.4.

ОК 2.ОК 3.

ОК 4.

Анализ критериев и показателей оценки эффективности применяемых образовательных технологий в системе дошкольного образования с учетом вида образовательного учреждения и возрастных особенностей воспитанников.

Разработка проекта для работы с детьми дошкольного возраста, возрастной группы, где проходит производственная практика. 

6 часов

 

ПК5.3.ПК 5.4.

ОК 2.ОК 3.

ОК 4.ОК 5.

Создание варианта педагогической копилки по разделу «Методическое обеспечение образовательной деятельности» и подготовить ее презентацию;

анализ учебно-методических материалов, разработанных воспитателями   дошкольного учреждения на предмет соответствия нормативным требованиям (рабочие программы, учебно-тематические планы, отчеты и др.).

6 часов

 

ПК 5.2.ПК 5.3.

ПК 5.4.ОК 2.

ОК 4.ОК 9.

Подготовка рекомендаций к обновлению предметно-развивающей среды группы. Описание педагогического опыта воспитателей группы, обновления предметно-развивающей среды (вид представления информации на выбор: презентация, буклет, газета, статья, выставка методических разработок, видеоотчет, фотогалерея и др.).

6 часов

 

ПК 5.4.ПК 5.3.

ПК 5. 5.ОК 2.

ОК 4.ОК 11.

Создание варианта педагогической копилки по модулю: «Исследовательская и проектная деятельность воспитателя   дошкольной образовательной организации» и подготовка презентации ее содержания.

6 часов

 

 

                                                                                                         Итого:

   36

 

 

Итоговая оценка__________________________________________________

дифференцированный зачет /зачет

Дата «___»___________ 201__ г.             

Руководитель практики_____________ /                  ФИО руководителя практики от колледжа

                                                         (подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования Московской области

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (ГГТУ)

 гуманитарно-педагогический колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДНЕВНИКПРАКТИКИ

по ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса

 

ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Чертыковцевой  Юлии Викторовны

                                                           фамилия имя отчество

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 44.02.04 Специальное дошкольное образование_________

 

КУРС    4    ГРУППА   СДО 16.1А  ______________________________________

 

ВИД ПРАКТИКИ производственная_____________________________________ 

ПЕРИОД  ПРАКТИКИ  06.04.2020 - 12.04.2020_________________________________

МЕСТО ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ________________________________________

       ____________________________________________________________________________

наименование организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Орехово-Зуево

20__

 

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКИ ОТ КОЛЛЕДЖА

 _____________________________Ковалева Вера Юрьевна _________________________ 

должность, фамилия, имя, отчество

 

 

 

 

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКИ ОТ ПРЕДПРИЯТИЯ (УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ)

 

 

_____________________________________________________________________________

 

должность, фамилия, имя, отчество

 

 

 

 

ПРИБЫЛ НА ПРЕДПРИЯТИЕ (В УЧРЕЖДЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЮ)

 

М.П.

«_______»______________20__г._____________

подпись

 

 

УБЫЛ С ПРЕДПРИЯТИЯ (УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ)

 

 

М.П.

«_______»______________20__г._____________

подпись

 

 

 

 

 

 

 


КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

 

Дата

Виды и краткое содержание выполняемых работ

Подпись

руководителя

практики

06.04.2020

 

 

 

07.04.2020

 

 

 

08.04.2020

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика

 

 

Выдана   обучающемуся  (ейся)

_________________________________________________________________________________________

                                                         (фамилия, имя, отчество)

Находившемуся (ейся)  в  период с «____»   ___________     201___ г.   по   «____»  ___________ 201____г.

на  ______ производственной_________________ практике  

                                               ________________________________________________________________________________________

(наименование подразделения и организации)

по специальности / профессии 44.02.04 Специальное дошкольное образование_____________________

 

Администрация   организации удостоверяет следующие сведения об обучающемся (-щейся):

1.  Прошел (а) инструктаж по охране труда _____________________________

                                                                                                                      (дата) 

2. Выполняемые работы во время прохождения практики, их качество  ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Трудовая дисциплина __________________________________________________________________

(отличная, хорошая, плохая)

4.  Наличие поощрений, взысканий ________________________________________________________

(нет; если есть, то какие)

 

5.Оценка за практику

____________________________________________________________________________________

(отлично; хорошо; удовлетворительно; неудовлетворительно - если по итогам практики дифференцированный зачет

зачтено/не зачтено - если  по итогам практики  зачет)

 

 

Руководитель практики от организации       __________________________________

                                                                                                                                                                                                                                                            (ФИО)        

 

МП

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования Московской области

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (ГГТУ)

гуманитарно-педагогический колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

О Т Ч Ё Т

 

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ 

ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса.

 

Обучающегося_____________________________________________________

Ф.И.О.                                                                                   

Курс   4       группа СДО16.1 А________________________________________

Специальность 44.02.04 Специальное дошкольное образование

Место практики ____________________________________________________

Период практики 06.04.2020 -12 .04.2020_______________________________

 

Руководители практики

от колледжа   ______________________________________________________

Ф.И.О.

от организации_____________________________________________________

Ф.И.О.

                                       МП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Орехово-Зуево

20_

 

 

ПРИМЕР ОТЧЕТА:

Основными задачами практики было закрепление умения владеть общими   и профессиональными   компетенциями по ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса.

Количественный анализ

         В ходе практики  выполнено:

-   Анализ  критериев и показателей оценки эффективности применяемых образовательных технологий  в системе дошкольного образования с учетом вида образовательного учреждения и возрастных особенностей  воспитанников.(приложение 1).

 

 

-…….……указывается подробный перечень заданий со ссылкой на приложение этих материалов в портфолио по практике по ПМ 05  (ПРИЛОЖЕНИЕ №..)

Качественный анализ

   Далее следует   выбрать сформированные в процессе  практики умения и навыки:

            В процессе производственной практики мне удавалось:

-  организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач и т.д.;

- ……….

- Понимать сущность и социальную значимость своей   профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

 - Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

- Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

 - Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 - Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

 - Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

- Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

- Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

- Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм

- Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

- Создавать в группе предметно-развивающую среду.

- Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

- Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

- Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

 

 

 

 

Дата______________                                                            Подпись студента__________