Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
Гуманитарно-педагогический колледж ГГТУ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по производственной практике для студентов очного отделения
по ПМ 05 Методическое обеспечение образовательного процесса
Специальность 440204
«Специальное дошкольное образование»
преподаватель:
Ковалева Вера Юрьевна.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по производственной практике для студентов очного отделения
по ПМ 05 Методическое обеспечение образовательного процесса
(с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий)
2020
ЗАДАНИЕ 1 Анализ примерных и вариативных программы дошкольного образования. Анализ структуры учебно-тематических планов, конспектов занятий, форм организации воспитательно-образовательного процесса для групп дошкольного образовательного учреждения.
Создание методических разработок в виде планов, конспектов. Презентация педагогических разработок, созданных педагогами.
Анализ примерных и вариативных программ дошкольного образования: «От рождения до школы», «Истоки», «Детство», «Успех» (по выбору).
Таблица:
Название примерной общеобразовательной программы |
Целевые установки или Концептуальные основы программы |
Структура программы |
Приложения, методические материалы к программе |
Краткие выводы |
Анализ структуры учебно-тематических планов, конспектов занятий, форм организации воспитательно-образовательного процесса для групп дошкольного образовательного учреждения.
Провести анализ показателей, влияющих на результативность педпроцесса, условии его организации, которые позволяют наметить пути его совершенствования (консультации, обучающие семинары, тематические проверки, работа с родителями, конспекты проведенных мероприятий с дошкольниками и т.д.).
Примерная таблица.
Цель анализа:____________________________________________________________________
ДОО ___________________________________________________________________________
Дата проведения анализа__________________________________________________________
Ф.И.О. педагога __________________________________________________________________
Вопросы анализа |
Методы анализа |
Содержание анализа |
|
|
|
|
|
Уровень знаний детей по освоению основной общеобразовательной программы ДОУ. |
|
|
|
|
|
|
|
Создание условий. |
|
|
|
|
|
|
|
Самооценка профессионализма педагога (например: что удалось достичь, какими приемами и методами и т.д.). |
|
|
|
|
|
|
|
Работа по проектно-исследовательской деятельности. |
|
|
|
|
|
|
Выводы:
Создание методических разработок по теме: «Система методической работы по приоритетному направлению работы дошкольного учреждения».
1. В чём основная актуальность выбранного направления работы ДОО?
2. Цели, задачи, методы работы по выбранному направлению работы.
3. Уровень научности, доступности и занимательности информации.
4. Какова педагогическая ценность представленного материала?
ЗАДАНИЕ 2 Анализ соответствия предметно-развивающей среды дошкольного учреждения требованиям к ее созданию.
Разработка модели (эскиза) предметно-развивающей среды дошкольного учреждения, соответствующего современным требованиям.
Анализ соответствия предметно-развивающей среды дошкольного учреждения требованиям к ее созданию.
ПРИМЕР АНАЛИЗА ПРДМЕТНО- РАВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ
Групповая комната в детском саду представлена тремя основными зонами:
1. рабочая зона,
2. активная зона,
3. спокойная зона
Границы между зонами подвижные, легко перемещаются (это переносные ширмы, объемные модули). При построении развивающей среды в группе я учитывала принципы построения развивающей среды:
ü принцип открытости и доступности;
ü гибкого зонирования;
ü стабильности–динамичности развивающей среды;
ü полифункциональности и т.д.
ПРИМЕР:
СОДЕРЖАНИЕ ДЕТСКИХ ИГРОВЫХ УГОЛКОВ:
Уголок «Здоровячок»
Задачи: Продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки. Поддерживать интерес к разным видам спорта. Развивать двигательную активность детей.
- картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта; - картотеки игр: подвижных, малой подвижности, на развитие дыхания; - картотеки гимнастики- спортивный инвентарь.
- спортивный комплекс(переносной).
Уголок конструирования «Строим сами»
Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу, по собственному замыслу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).
-модели, схемы, чертежи, картинки различных построек, иллюстрации городов, мостов, улиц и т.п, картонные дома.
- наборы конструкторов: крупногабаритный(переносной), напольный, конструктор типа «лего», мелкий, средний;
- мозаики крупные, средние, мелкие;
- пазлы;
- строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины;
- нетрадиционный материал: картонные коробки, оклеенные цветной пленкой(переносной), бумагой;
- игрушки для обыгрывания построек и т.д.
Разработка модели предметно-развивающей среды детской дошкольной организации, соответствующего современным требованиям.
Собрать фотоматериал, с описанием зон предметно-развивающей среды.
ЗАДАНИЕ 3 Анализ критериев и показателей оценки эффективности применяемых образовательных технологий в системе дошкольного образования с учетом вида образовательного учреждения и возрастных особенностей воспитанников.
Разработка проекта для работы с детьми дошкольного возраста, возрастной группы, где проходит производственная практика.
Анализ показателей оценки эффективности применяемых образовательных технологий в системе дошкольного образования с учетом вида образовательной организации, особенностей воспитанников.
Таблица (пример)
Показатель |
Проявление, описание использования показателя в повседневной работе |
1.Владение современными образовательными технологиями и методиками |
|
1.1. Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик. |
|
1.2. Использование ИКТ (информационно - коммуникационные технологии) в образовательном процессе. |
|
1.3. Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей, рекомендованных на федеральном или региональном уровне. |
|
1.4. Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. |
|
2.Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания |
|
2.1. Повышение качества профессиональной деятельности. |
|
2.2. Участия в конкурсных мероприятиях, программах, грантах, инновационных проектах, имеющих профессиональное значение (перечислить). |
|
2.3. Участие в исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности. |
|
2.4. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. |
|
Разработать рекомендации по внедрению образовательных технологий для эффективности воспитательно-образовательной деятельности: 1. 2. |
Разработка проекта для работы с детьми дошкольного возраста, возрастной группы, где проходит производственная практика.
Оформление проекта должно соответствовать требованиям, выполненный материал дублируется и вкладывается в портфолио по практике по ПМ 05
ТРЕБОВАНИЯ
К СТРУКТУРЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА
Титульный лист
Виды проектов:
Виды проектов в ДОО:
Творческие: после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Исследовательские: дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
Игровые: это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Информационные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
Введение (пояснительная записка)
1. Постановка проблемы (объясняет, почему возникла необходимость в выполнении проекта, для чего нужен этот проект детям, воспитателям, дошкольному учреждению).
2. Цель проекта (должна быть понятна, конкретна, реалистична).
3. Задачи (конкретные шаги для достижения цели (что, как и где может измениться, как будет измеряться, на какую аудиторию направлен проект и т.д.).
4. Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта.
5. Ожидаемые результаты (что необходимо получить для выполнения поставленных задач, количественный и качественный результат).
I. План-график мероприятий (деятельность в рамках проекта)
Описывается организация работы по проекту. Из раздела должно быть понятно, кто и как будет осуществлять действия, в какой последовательности. Должно быть прописано, как планируется достижение результата и почему выбран именно этот путь
Этот раздел состоит из 3-х ЭТАПОВ:
I этап – предварительный: мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала и т.д.
II этап – основной: (примерная форма оформления).
дата |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Совершенствование предметно-развивающей |
III этап – заключительный: подведение итогов работы по проекту.
На этом этапе планируются итоговые мероприятия: НОД, развлечения, викторины, конкурсы.
II. Оценка результатов и отчетность
Из данного раздела должно быть ясно, достигнет ли проект цели и как будет контролироваться результат.
III. Приложения
В приложении может быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта (конспекты совместной деятельности с детьми, планы развлечений, бесед с детьми, сценарии проведения мероприятий, анкеты для родителей,).
ЗАДАНИЕ 4 Создание варианта педагогической копилки по разделу «Методическое обеспечение образовательной деятельности» и подготовить ее презентацию;
анализ учебно-методических материалов, разработанных воспитателями дошкольного учреждения на предмет соответствия нормативным требованиям (рабочие программы, учебно-тематические планы, отчеты и др.).
Создание варианта педагогической копилки по разделу «Методическое обеспечение образовательной деятельности» и подготовить ее презентацию (конспекты мероприятий, консультаций, родительских собраний, фотоматериалы и т.д.).
Анализ учебно-методических материалов, разработанных воспитателями учебно-методических материалов, разработанных воспитателями дошкольной организации на предмет соответствия нормативным требованиям (рабочие программы, учебно-тематические планы, отчеты и др.).
Таблица (пример).
Анализ учебно-методических материалов, разработанных воспитателем
№ п\п |
Учебно-методический материал, разработанный воспитателем (конспекты занятий, развлечений, рабочие программы, проекты по различным образовательным областям и т.д.) |
Примечания (соответствие нормативным требованиям) |
ЗАДАНИЕ 5 Подготовка рекомендаций к обновлению предметно-развивающей среды группы (вид представления информации на выбор: презентация, буклет, газета, статья, выставка методических разработок, видеоотчет, фотогалерея и др.).
Подготовка рекомендаций к обновлению предметно-развивающей среды группы.
Отразить в рекомендациях:
ü Необходимость приобретения разнообразного теоретического и практического материала, направленного на повышение уровня организации и проведения воспитательно-образовательного процесса в ДОО.
ЗАДАНИЕ 6 Создание варианта педагогической копилки по модулю: «Исследовательская и проектная деятельность воспитателя дошкольной образовательной организации» и подготовка презентации ее содержания.
Создание варианта педагогической копилки по модулю ПМ 05: «Исследовательская и проектная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения» и подготовка презентации ее содержания.
(конспекты мероприятий, занятий для дошкольников, консультаций, родительских собраний, фотоматериалы и т.д.).
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
по ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса
Характеристика профессиональной деятельности студента вовремя производственной практики
1. ………….. студентки очной формы обучения ______ группы, специальность 44.02.04 «Специальное дошкольное образование»
2. Место проведения практики:
3. Время проведения практики: ……учебного года.
4. Виды и объем работ, выполненные студентом во время практики:
Компетенции |
Виды и содержание практических заданий |
Кол-во часов |
Оценка качества |
ПК 5.3.ПК 5.4 ОК 2. ОК 4. ОК 9.
|
Анализ примерных и вариативных программы дошкольного образования. Анализ структуры учебно-тематических планов, конспектов занятий, форм организации воспитательно-образовательного процесса для групп дошкольного образовательного учреждения. Создание методических разработок в виде планов, конспектов. Презентация педагогических разработок, созданных педагогами.
|
6 часов |
|
ПК 5.1.ПК 5. 2. ПК 5.3.ПК 5.4. ОК 1.ОК 2. ОК 4. |
Анализ соответствия предметно-развивающей среды дошкольного учреждения требованиям к ее созданию. Разработка модели (эскиза) предметно-развивающей среды дошкольного учреждения, соответствующего современным требованиям. |
6 часов |
|
ПК 5.3.ПК5.4. ОК 2.ОК 3. ОК 4. |
Анализ критериев и показателей оценки эффективности применяемых образовательных технологий в системе дошкольного образования с учетом вида образовательного учреждения и возрастных особенностей воспитанников. Разработка проекта для работы с детьми дошкольного возраста, возрастной группы, где проходит производственная практика. |
6 часов |
|
ПК5.3.ПК 5.4. ОК 2.ОК 3. ОК 4.ОК 5. |
Создание варианта педагогической копилки по разделу «Методическое обеспечение образовательной деятельности» и подготовить ее презентацию; анализ учебно-методических материалов, разработанных воспитателями дошкольного учреждения на предмет соответствия нормативным требованиям (рабочие программы, учебно-тематические планы, отчеты и др.). |
6 часов |
|
ПК 5.2.ПК 5.3. ПК 5.4.ОК 2. ОК 4.ОК 9. |
Подготовка рекомендаций к обновлению предметно-развивающей среды группы. Описание педагогического опыта воспитателей группы, обновления предметно-развивающей среды (вид представления информации на выбор: презентация, буклет, газета, статья, выставка методических разработок, видеоотчет, фотогалерея и др.). |
6 часов |
|
ПК 5.4.ПК 5.3. ПК 5. 5.ОК 2. ОК 4.ОК 11. |
Создание варианта педагогической копилки по модулю: «Исследовательская и проектная деятельность воспитателя дошкольной образовательной организации» и подготовка презентации ее содержания. |
6 часов |
|
|
Итого: |
36 |
|
Итоговая оценка__________________________________________________
дифференцированный зачет /зачет
Дата «___»___________ 201__ г.
Руководитель практики_____________ / ФИО руководителя практики от колледжа
(подпись)
Министерство образования Московской области
ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (ГГТУ)
гуманитарно-педагогический колледж
ДНЕВНИКПРАКТИКИ
по ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Чертыковцевой Юлии Викторовны
фамилия имя отчество
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 44.02.04 Специальное дошкольное образование_________
КУРС 4 ГРУППА СДО 16.1А ______________________________________
ВИД ПРАКТИКИ производственная_____________________________________
ПЕРИОД ПРАКТИКИ 06.04.2020 - 12.04.2020_________________________________
МЕСТО ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ________________________________________
____________________________________________________________________________
наименование организации
г. Орехово-Зуево
20__
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКИ ОТ КОЛЛЕДЖА
_____________________________Ковалева Вера Юрьевна _________________________
должность, фамилия, имя, отчество
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКИ ОТ ПРЕДПРИЯТИЯ (УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ)
_____________________________________________________________________________
должность, фамилия, имя, отчество
ПРИБЫЛ НА ПРЕДПРИЯТИЕ (В УЧРЕЖДЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЮ)
М.П.
«_______»______________20__г._____________
подпись
УБЫЛ С ПРЕДПРИЯТИЯ (УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ)
М.П.
«_______»______________20__г._____________
подпись
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Дата |
Виды и краткое содержание выполняемых работ |
Подпись руководителя практики |
06.04.2020 |
|
|
07.04.2020 |
|
|
08.04.2020 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Характеристика
Выдана обучающемуся (ейся)
_________________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Находившемуся (ейся) в период с «____» ___________ 201___ г. по «____» ___________ 201____г.
на ______ производственной_________________ практике
________________________________________________________________________________________
(наименование подразделения и организации)
по специальности / профессии 44.02.04 Специальное дошкольное образование_____________________
Администрация организации удостоверяет следующие сведения об обучающемся (-щейся):
1. Прошел (а) инструктаж по охране труда _____________________________
(дата)
2. Выполняемые работы во время прохождения практики, их качество ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Трудовая дисциплина __________________________________________________________________
(отличная, хорошая, плохая)
4. Наличие поощрений, взысканий ________________________________________________________
(нет; если есть, то какие)
5.Оценка за практику
____________________________________________________________________________________
(отлично; хорошо; удовлетворительно; неудовлетворительно - если по итогам практики дифференцированный зачет
зачтено/не зачтено - если по итогам практики зачет)
Руководитель практики от организации __________________________________
(ФИО)
МП
Министерство образования Московской области
ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (ГГТУ)
гуманитарно-педагогический колледж
О Т Ч Ё Т
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса.
Обучающегося_____________________________________________________
Ф.И.О.
Курс 4 группа СДО16.1 А________________________________________
Специальность 44.02.04 Специальное дошкольное образование
Место практики ____________________________________________________
Период практики 06.04.2020 -12 .04.2020_______________________________
Руководители практики
от колледжа ______________________________________________________
Ф.И.О.
от организации_____________________________________________________
Ф.И.О.
МП
г. Орехово-Зуево
20_
ПРИМЕР ОТЧЕТА:
Основными задачами практики было закрепление умения владеть общими и профессиональными компетенциями по ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса.
Количественный анализ
В ходе практики выполнено:
- Анализ критериев и показателей оценки эффективности применяемых образовательных технологий в системе дошкольного образования с учетом вида образовательного учреждения и возрастных особенностей воспитанников.(приложение 1).
-…….……указывается подробный перечень заданий со ссылкой на приложение этих материалов в портфолио по практике по ПМ 05 (ПРИЛОЖЕНИЕ №..)
Качественный анализ
Далее следует выбрать сформированные в процессе практики умения и навыки:
В процессе производственной практики мне удавалось:
- организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач и т.д.;
- ……….
- Понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
- Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
- Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
- Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
- Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
- Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
- Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм
- Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
- Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
- Создавать в группе предметно-развивающую среду.
- Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
- Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
- Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
Дата______________ Подпись студента__________