Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
Гуманитарно-педагогический колледж ГГТУ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по производственной практике для студентов заочной формы обучения
по ПМ 05 Методическое обеспечение образовательного процесса
(с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий)
Специальность 44.02.01
«Дошкольное образование»
преподаватель:
Ковалева Вера Юрьевна.
2020
Выполнение практический заданий осуществляется на основе анализа материалов, размещенных на сайтах дошкольных образовательных организаций, а так же представленных педагогами–практиками и размещенными в образовательной среде MOODL; на основе анализа практического опыта педагогов дошкольных образовательных организаций, размещенных в сети Интернет, Инстограмм, на канале YouTube
ЗАДАНИЕ 1 Анализ примерных и вариативных программы дошкольного образования. Анализ структуры учебно-тематических планов, конспектов занятий, форм организации воспитательно-образовательного процесса для групп дошкольного образовательного учреждения.
Создание методических разработок в виде планов, конспектов. Презентация педагогических разработок, созданных педагогами.
Анализ примерных и вариативных программ дошкольного образования:«От рождения до школы», «Истоки», «Детство», «Успех» (по выбору).
Таблица
Название примерной общеобразовательной программы |
Целевые установки или Концептуальные основы программы |
Структура программы |
Приложения, методические материалы к программе |
Краткие выводы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализ структуры учебно-тематических планов, конспектов занятий, форм организации воспитательно-образовательного процесса для групп дошкольного образовательного учреждения.
Провести анализ показателей, влияющих на результативность педпроцесса, условии его организации, которые позволяют наметить пути его совершенствования (консультации, обучающие семинары, тематические проверки, работа с родителями, конспекты проведенных мероприятий с дошкольниками и т.д.).
Примерная таблица.
Цель анализа:________________________________________________
ДОУ N ______________________________________________________
Дата проведения анализа________________________________________
Ф.И.О. педагога _______________________________________________
Вопросы анализа |
Методы анализа |
Содержание анализа |
|
|
|
|
|
Уровень знаний детей по освоению основной общеобразовательной программы ДОУ |
|
|
|
|
|
|
|
Создание условий |
|
|
|
|
|
|
|
Самооценка профессионализма педагога (например: что удалось достичь, какими приемами и методами и т.д.) |
|
|
|
|
|
|
|
Работа по проектно-исследовательской деятельности |
|
|
|
|
|
|
Выводы:
Создание методической разработки по теме: «Методическая деятельность по приоритетному направлению работы дошкольного учреждения».
1. В чём основная актуальность выбранного направления работы ДОУ?
2. Цели, задачи, методы работы по выбранному направлению работы.
3. Уровень научности, доступности и занимательности информации.
4. Какова педагогическая ценность представленного материала?
ЗАДАНИЕ 2 Анализ соответствия предметно-развивающей среды дошкольного учреждения требованиям к ее созданию.
Разработка модели (эскиза) предметно-развивающей среды дошкольного учреждения, соответствующего современным требованиям.
Анализ соответствия предметно-развивающей среды дошкольного учреждения требованиям к ее созданию.
ПРИМЕР АНАЛИЗА ПРДМЕТНО- РАВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ
Групповая комната в детском саду представлена тремя основными зонами –
1. рабочая зона,
2. активная зона,
3. спокойная зона
Границы между зонами подвижные, легко перемещаются( это переносные ширмы, объемные модули).При построении развивающей среды в группе я учитывала принципы построения развивающей среды:
-принцип открытости и доступности;
-гибкого зонирования;
-стабильности–динамичности развивающей среды;
-полифункциональности и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕТСКИХ ИГРОВЫХ УГОЛКОВ:
Уголок «Здоровячок»
Задачи: Продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки. Поддерживать интерес к разным видам спорта. Развивать двигательную активность детей.
- картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта;- картотеки игр: подвижных, малой подвижности, на развитие дыхания; - картотеки гимнастики- спортивный инвентарь.
- спортивный комплекс(переносной).
Уголок конструирования «Строим сами»
Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу, по собственному замыслу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).
-модели, схемы, чертежи, картинки различных построек, иллюстрации городов, мостов, улиц и т.п, картонные дома .
- наборы конструкторов: крупногабаритный( переносной), напольный, конструктор типа «лего», мелкий, средний;
- мозаики крупные, средние, мелкие;
- пазлы;
- строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины;
- нетрадиционный материал: картонные коробки, оклеенные цветной пленкой(переносной), бумагой;
- игрушки для обыгрывания построек и т.д.
Разработка модели предметно-развивающей среды дошкольного учреждения, соответствующего современным требованиям.
Собрать фотоматериал, с описанием зон предметно-развивающей среды.
ЗАДАНИЕ 3 Оформить таблицу: образовательные технологии в системе дошкольного образовательного учреждения с учетом вида ДОУ и возрастных особенностей воспитанников.
Разработка варианта проекта, по работе с детьми дошкольного возраста (тема и направление по выбору студента) как формы представления педагогического опыта воспитателя.
Оформить таблицу: образовательные технологии в системе дошкольного образовательного учреждения с учетом вида ДОУ и возрастных особенностей воспитанников.
Таблица (пример)
Название технологии |
Краткое описание |
1. Использование ИКТ (информационно - коммуникационные технологии) в образовательном процессе |
|
2. Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей, рекомендованных на федеральном или региональном уровне |
|
|
|
Разработка варианта проекта, по работе с детьми дошкольного возраста (тема и направление по выбору студента) как формы представления педагогического опыта воспитателя.
Требования к проекту
Метод проектов – педагогическая технология, интегрирующая в себе исследовательские, поисковые, проблемные методы.
Цель метода проектов – обеспечить участникам проекта возможность и необходимость самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели:
- Знанияизразныхобластей;
- способность прогнозировать результаты и возможные последствия;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
Требования к проекту:
- Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания и исследовательского поиска для ее решения.
- Практическая, познавательная значимость предлагаемых результатов (осязаемость результата и реальная адресная направленность).
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Использование исследовательских методов.
Последовательность этапов проектной деятельности с детьми дошкольного возраста:
- Выбор темы проекта, его типа, количества участников.
- Постановка проблемы.
- Постановка цели.
- Обдумывание шагов по достижению цели, форм и методов работы, распределение ролей.
- Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам.
- Промежуточное обсуждение полученных данных, подготовка к презентации проекта.
- Защита проектов.
- Коллективное обсуждение, анализ результатов проекта, выводы.
Тему и проблему формирует либо педагог, опираясь на интересы детей, а дети принимают ее; либо дети при помощи наводящих вопросов взрослого.
ЗАДАНИЕ 4 Создание варианта педагогической копилки по разделу «Методическое обеспечение образовательной деятельности» и подготовить ее презентацию;
анализ учебно-методических материалов, разработанных воспитателями дошкольного учреждения на предмет соответствия нормативным требованиям (рабочие программы, учебно-тематические планы, отчеты и др.).
Создание варианта педагогической копилки по разделу «Методическое обеспечение образовательной деятельности» и подготовить ее презентацию (конспекты мероприятий, консультаций, родительских собраний, фотоматериалы и т.д.) .
ЗАДАНИЕ 5 Подготовка рекомендаций к обновлению предметно-развивающей среды группы. Описание педагогического опыта воспитателей группы, обновления предметно-развивающей среды (вид представления информации на выбор: презентация, буклет, газета, статья, , видеоотчет, фотогалерея и др.).
Подготовка рекомендаций к обновлению предметно-развивающей среды группы.
Отразить в рекомендациях:
- Необходимость приобретения разнообразного теоретического и практического материала, направленного на повышение уровня профессиональной компетентности каждого педагога через овладение инновационными технологиями организации педагогического процесса.
ЗАДАНИЕ 6 Создание варианта педагогической копилки по модулю к оформлению портфолио по практике : «Исследовательская и проектная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения» и подготовка презентации ее содержания; анализ направлений опытно-экспериментальной работы дошкольного учреждения для производственной практики дошкольного образовательного учреждения с подготовкой информационной карты его содержания для презентации.
Создание варианта педагогической копилки по модулю к оформлению портфолио по практике : «Исследовательская и проектная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения» и подготовка презентации ее содержания.
(конспекты мероприятий, занятий для дошкольников, консультаций, родительских собраний, фотоматериалы и т.д.) .
Анализ направлений опытно-экспериментальной работы дошкольного учреждения для производственной практики дошкольного образовательного учреждения с подготовкой информационной карты его содержания для презентации.
Вид инновации |
Педагоги, работающие в данной инновации |
Сроки проведения работы |
Отчетные мероприятия, результат |
Например: «Логопедагогика». Разработка модели взаимодействия воспитателей и логопедов в работе с детьми дошкольного возраста. |
|
|
Выступления на педагогических советах; совершенствование перспективного планирования; разработка и оформление коррекционной части работы. |
Например: Проектирование основной общеобразовательной программы ДОУ |
|
|
Составлены: «Пояснительная записка», «Организация режима пребывания детей в ДОУ», «Содержание коррекционной работы»; разрабатываются остальные разделы
|
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
по ПМ 05
Методическое обеспечение образовательного процесса
Характеристика профессиональной деятельности студента во время производственной практики
1. Зиновьевой Юлии Павловны студентки заочной формы обучения ДО з 16.1Б группы, специальность 44.02.01 Дошкольное образование
2. Место проведения практики: МДОУ д/с № 45 городского округа Орехово-Зуево московской области
3. Время проведения практики: 16.03.2020 – 29.03.2020 учебного года.
4. Виды и объем работ, выполненные студентом во время практики:
Компетенции |
Виды и содержание практических заданий |
Кол-во часов |
Оценка качества |
ПК 5.3.ПК 5.4 ОК 2. ОК 4. ОК 9.
|
Анализ примерных и вариативных программы дошкольного образования. Анализ структуры учебно-тематических планов, конспектов занятий, форм организации воспитательно-образовательного процесса для групп дошкольного образовательного учреждения. Создание методических разработок в виде планов, конспектов. Презентация педагогических разработок, созданных педагогами. |
6 часов |
|
ПК 5.1 ПК 5.2 ОК 2. ОК 4. ОК 9. |
Анализ соответствия предметно-развивающей среды дошкольного учреждения требованиям к ее созданию. Разработка модели (эскиза) предметно-развивающей среды дошкольного учреждения, соответствующего современным требованиям. |
12 часов |
|
ПК 5.1.ПК 5. 2. ПК 5.3.ПК 5.4. ОК 1.ОК 2.ОК 4. |
Оформление таблицы: образовательные технологии в системе дошкольного образовательного учреждения с учетом вида ДОУ и возрастных особенностей воспитанников. Разработка варианта проекта, по работе с детьми дошкольного возраста (тема и направление по выбору студента) как формы представления педагогического опыта воспитателя. |
12 часов |
|
ПК 5.3. ПК 5.4.ОК 1 ОК 2 ОК 3ОК 4 |
Создание варианта педагогической копилки по разделу «Методическое обеспечение образовательной деятельности» и подготовить ее презентацию; анализ учебно-методических материалов, разработанных воспитателями дошкольного учреждения на предмет соответствия нормативным требованиям (рабочие программы, учебно-тематические планы, отчеты и др.). |
12 часов |
|
ПК 5.3.ПК 5.4. ОК 2.ОК 3. ОК 4. |
Подготовка рекомендаций к обновлению предметно-развивающей среды группы. Описание педагогического опыта воспитателей группы, обновления предметно-развивающей среды (вид представления информации на выбор: презентация, буклет, газета, статья, , видеоотчет, фотогалерея и др.). |
6 часов |
|
ПК 5.3. ПК 5.4.ОК 1 ОК 2 ОК 3ОК 4 |
Создание варианта педагогической копилки по модулю к оформлению портфолио по практике: «Исследовательская и проектная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения» и подготовка презентации ее содержания; анализ направлений опытно-экспериментальной работы дошкольного учреждения для производственной практики дошкольного образовательного учреждения с подготовкой информационной карты его содержания для презентации. |
12 часов |
|
ПК 5.3.ПК 5.4. ОК 2.ОК 3. ОК 4.ОК 5. |
Создание варианта педагогической копилки по разделу «Методическое обеспечение образовательной деятельности» и подготовить ее презентацию (конспекты мероприятий, консультаций, родительских собраний, фотоматериалы и т.д.). |
12 часов |
|
|
Итого: |
72 |
|
Итоговая оценка__________________________________________________
дифференцированный зачет /зачет
Дата «___»___________ 201__ г.
Руководитель практики_____________ ФИО руководителя практики от
(подпись) колледжа
Министерство образования Московской области
ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (ГГТУ)
Гуманитарно-педагогический колледж
ДНЕВНИК ПРАКТИКИ
по производственной практики
по ПМ 05 Методическое обеспечение образовательного процесса
МДК.05.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста.
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ _______________________________________________
фамилия имя отчество
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ _______________________________________________
_________________________________________________________________
КУРС______ ГРУППА_______________________
ВИД ПРАКТИКИ__________________________________________________________
ПЕРИОД ПРАКТИКИ______________________________________________________
МЕСТО ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ_____________________________________
__________________________________________________________________________
наименование организации
г. Орехово-Зуево
20__
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКИ ОТ КОЛЛЕДЖА
_____________________________________________________________________________
должность, фамилия, имя, отчество
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКИ ОТ ПРЕДПРИЯТИЯ (УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ)
_____________________________________________________________________________
должность, фамилия, имя, отчество
ПРИБЫЛ НА ПРЕДПРИЯТИЕ (В УЧРЕЖДЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЮ)
М.П.
«_______»______________20__г._____________
подпись
УБЫЛ С ПРЕДПРИЯТИЯ (УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ)
М.П.
«_______»______________20__г._____________
подпись
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Дата |
Виды и краткое содержание выполняемых работ |
Подпись руководителя практики |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Характеристика
Выдана обучающемуся (ейся)
_________________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Находившемуся (ейся) в период с «____» ___________ 201___ г. по «____» ___________ 201____г.
на ______ производственной_________________ практике
________________________________________________________________________________________
(наименование подразделения и организации)
по специальности / профессии 44.02.04 Специальное дошкольное образование_____________________
Администрация организации удостоверяет следующие сведения об обучающемся (-щейся):
1. Прошел (а) инструктаж по охране труда _____________________________
(дата)
2. Выполняемые работы во время прохождения практики, их качество ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Трудовая дисциплина __________________________________________________________________
(отличная, хорошая, плохая)
4. Наличие поощрений, взысканий ________________________________________________________
(нет; если есть, то какие)
5.Оценка за практику
____________________________________________________________________________________
(отлично; хорошо; удовлетворительно; неудовлетворительно - если по итогам практики дифференцированный зачет
зачтено/не зачтено - если по итогам практики зачет)
Руководитель практики от организации __________________________________
(ФИО)
МП
Министерство образования Московской области
ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (ГГТУ)
гуманитарно-педагогический колледж
О Т Ч Ё Т
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса.
Обучающегося_____________________________________________________
Ф.И.О.
Курс 4 группа СДО16.1 А________________________________________
Специальность 44.02.04 Специальное дошкольное образование
Место практики ____________________________________________________
Период практики 06.04.2020 -12 .04.2020_______________________________
Руководители практики
от колледжа ______________________________________________________
Ф.И.О.
от организации_____________________________________________________
Ф.И.О.
МП
г. Орехово-Зуево
20_
ПРИМЕР ОТЧЕТА:
Основными задачами практики было закрепление умения владеть общими и профессиональными компетенциями по ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса.
Количественный анализ
В ходе практики выполнено:
- Анализ критериев и показателей оценки эффективности применяемых образовательных технологий в системе дошкольного образования с учетом вида образовательного учреждения и возрастных особенностей воспитанников.(приложение 1).
-…….……указывается подробный перечень заданий со ссылкой на приложение этих материалов в портфолио по практике по ПМ 05 (ПРИЛОЖЕНИЕ №..)
Качественный анализ
Далее следует выбрать сформированные в процессе практики умения и навыки:
В процессе производственной практики мне удавалось:
- организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач и т.д.;
- ……….
- Понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
- Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
- Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
- Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу в дистанционных форме общения с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
- Осуществлять профилактику утомляемости, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей при организации образовательной деятельности в дистанционном режиме.
- Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм
- Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
- Разрабатывать рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды.
- Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
- Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
- Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
Дата______________ Подпись студента__________